Как нарисовать ниткой цветок. Рисование нитью и красками с детьми. Мастер-класс. развития мелкой моторики рук детей

Содержание

Рисование нитками: описание с фото, пошаговая инструкция выполнения, необходимые материалы и шаблоны, советы специалистов

Как нарисовать ниткой цветок. Рисование нитью и красками с детьми. Мастер-класс. развития мелкой моторики рук детей

В наше время очень распространено мнение, что человек, не имеющий хобби, абсолютно несчастный. Именно поэтому так часто вспоминаются уроки бабушек по вязанию, мамочек по вышиванию, дедушек по резьбе по дереву и пап по выжиганию.

Все это творчество, которое помогает не только отвлечься от повседневных трудностей. Для некоторых это реальный способ заработать. Неповторимость поделок ручной работы приносит им особую ценность.

Сегодня мы рассмотрим одну из техник, которая позволит создавать самые настоящие шедевры.

Уникальность рисунков, созданных нитью

Ниткография – рисование нитками, это нетрадиционная техника. С ее помощью можно создавать неповторимые поделки, которым не будет конкуренции, так как все будет зависеть только от фантазии автора.

Правда, для каждого художника, который будет использовать данную технику, картины будут самыми разнообразными.

Ведь образы, которые он будет создавать на бумаге рисованием ниткой с краской, будут абсолютно уникальными не только по исполненному стилю, но и по тому, что смог рассмотреть художник в данном изображении.

Ниткография для детей

Чаще всего такую технику используют на занятиях в детских садах. Рисование нитками помогает детям не только развивать образное мышление, иметь творческий подход к каким-то нетрадиционным ситуациям.

Такое искусство требует и усидчивости, помогает юным художникам научиться управлять своими пальчиками.

А кроме этого, каждый шедевр, созданный ребенком, становится абсолютно уникальным и неповторимым, ведь включается в работу детская, еще не искушенная фантазия.

Итак, сама техника рисования нитью довольно проста, требует немного навыков и много фантазии. Что нужно для работы? Лист плотной белой бумаги, можно из альбома. Кто-то предпочитает гладкие, так как на них рисунок ложится ровнее, кто-то стремится расширить рамки для возможностей своего воображения и использует шероховатую бумагу. Далее понадобится нитка.

Можно взять несколько видов ниток, попробовать на отдельном листе, как ложится краска, оставленная ими, а затем выбрать то, что понравилось. И, естественно, сама краска. Для начала это может быть самая дешевая акварель или гуашь. Когда же техника рисования нитью будет достаточно освоена, можно будет приобретать более дорогие материалы для создания настоящих шедевров.

Еще понадобится посуда, в которой будет окрашиваться сама нить.

Для более ровного окрашивания нити лучше не брать одноразовую посуду. Неровная поверхность дна может нарушить структуру нити, отчего рисунок станет неаккуратным.

Также пригодится кисть, с помощью которой чудо-ниточка будет впитывать в себя краски. И чтобы не разводить на столе бардак, коробочка для использованных ниточек. Укладывать их стоит, не перемешивая цвета.

Выбрасывать их не рекомендуется, дальше будет понятно, почему.

Приступаем к созданию уникальной картины

Для работы нарезать нить на небольшие, сантиметров по 30-40, отрезки. Для начала это идеальный размер. Уложить нить в чашу для окрашивания. Кончики ниток обязательно вывести наружу, чтобы они оставались чистыми. Выбрать понравившийся цвет. Можно создать свой оттенок методом смешивания красок. Кистью нанести на нитку краску, стараясь пропитать ее как можно лучше.

Далее лист сложить помолам. За сухие кончики вытащить нитку из емкости с краской и, как подскажет фантазия, разложить на одной стороне листа бумаги. Можно сразу на двух, но для этого требуется хороший навык, ведь при перегибе листа нить может съехать и испортить рисунок.

Раскладывать можно кругами, петлями, зигзагами – как сработает воображение. Сухие кончики вывести вниз листа. Другой стороной листа прикрыть часть, на которой разложена нить с краской. Плотно прижать лист, к примеру, книжкой, аккуратно вытянуть за сухие кончики нитку наружу.

В зависимости от того, как будет вытянута нить, получится разный рисунок. Можно тянуть сразу за оба кончика, можно только за один, дергать плавно или резко по очереди. Разложить лист и внимательно посмотреть на то, что получилось. А получается зеркальное отражение фантастических линий.

Прорисовывание образа

Дети тут же начинают видеть в них самые невероятные образы. Им остается только дорисовать недостающие детали. Для этого можно использовать те же краски, карандаши, мелки и фломастеры.

Глядя на то, как дети широко пользуются своими внутренними возможностями, можно вспомнить, что когда-то давно подобный потенциал был у каждого.

Именно поэтому рекомендуется взрослым не только научить детей технике рисования нитью с краской, но и самим присоединяться к ним, чтобы вновь пробудить уснувшее воображение.

Кроме того, со временем взрослые привыкают основной вид своей работы выполнять механически, что мешает развитию не только творческого потенциала, но и моторике движений. При использовании данной техники мозгу придется задействовать те свои части, которые давно перестали реагировать на внешний мир – части, отвечающие за радость творчества.

Привносим разнообразие различными нитями

Разнообразить технику рисования нитью можно используя пряжу различной текстуры. К примеру, тонкая и ровная нить типа ирис или мулине даст рисунку нежные и изящные линии. Пряжа из шерсти или акрила придаст объемность и яркость. Только использовать их одновременно не получится из-за разной толщины.

Придется делать рисунок в несколько этапов, обязательно дожидаясь, чтобы подсох предыдущий слой. Рисование шерстяными нитками более удобно для маленьких детей или пожилых людей, чьи пальцы имеют не слишком хорошую чувствительность. Однако не стоит пренебрегать и более тонкой работой.

Всегда стоит совершенствоваться в рисовании с помощью ниток и красок.

Красочный выбор

С красками тоже можно проводить некоторые эксперименты. Очень интересно наблюдать за детьми, которые совершенно ничего не знают о цветовой гармонии, но уверенно красят нитки то одним цветом, то другим, добиваясь нереальных результатов.

Просто диву даешься, какие разнообразные иллюстрации получаются в итоге.

Человеку взрослому, создавая свое творение, придется задумываться о сочетании цветов, чтобы на личном примере научить ребенка не просто пачкать бумагу разными красками, но делать изображения, приятные для глаз.

Фантастические цветы

Очень популярно рисование цветов нитками. Для этого стоит в голове держать приблизительный вариант картинки, который должен получиться в результате. Техника рисования ниткой предусматривает различные варианты рисования.

Можно окрасить нитку в один цвет, можно в два и больше, стоит только учитывать, что при рисовании определенной картины уже имеет смысл подбирать цвета соответственно желаемому результату. Цветы прорисовывают выкладыванием нити петельками.

В зависимости от ожидаемого результата нити вытягивают вниз, в стороны или растягивают, а затем выдергивают с одной стороны. Такая техника рисования ниткой помогает воплотить свои фантазии необычным способом. Здесь имеется возможность поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом.

Накладываясь друг на друга, краски принимают совершенно невероятные оттенки, которые иногда просто невозможно предугадать.

Таким образом, можно нарисовать картину целиком, а затем прорисовать ее, как подскажет фантазия. А можно вырезать отдельными лепестками и сделать из них аппликацию. Такие работы часто применяются на занятиях в младших классах средней школы. Они помогают не только развивать фантазию, но и аккуратность.

Украшение рисунка

Когда рисунок будет совершенно готов, его можно будет украсить, используя нетрадиционную технику рисования нитками. Для этой техники понадобится дополнительно прозрачный клей, тонкая палочка (можно использовать зубочистку или обратную сторону кисточки), ножницы, окрашенные и высушенные ниточки, с помощью которых была нарисована картина. Можно взять просто нити разного цвета.

Разобрать нитки по цветам. Нарезать их на маленькие отрезочки, буквально по несколько миллиметров. Выложить в разные емкости. Далее стоит внимательно присмотреться к рисунку и решить, какую часть стоит украсить таким рисованием с помощью ниток, нарезанных на мелкие отрезки.

Эти места с помощью кисточки намазать клеем и высыпать на них отрезки тех оттенков, которые подходят к данному фрагменту рисунка. Зубочисткой или другой стороной кисти поправить ниточки, которые неровно легли или вышли за границу рисунка. Для более крепкой фиксации фрагменты с нарезанными нитками можно покрыть клеем дополнительно сверху.

Это придаст аппликации глянец. Но если хочется, чтобы рисунок выглядел более объемно, то стоит оставить его, как есть.

Картины из разноцветных ниток

Рисование с помощью ниток может быть не только с использованием краски. Необыкновенные картины можно создать, используя остатки ниток после вязания или вышивания. Ниткография включает в себя еще несколько техник. Для одной из них необходимо: картон или клочок ДВП, карандаш, прозрачный клей, кисти, ножницы, нитки, палочка. На картоне прорисовывается рисунок.

Далее на нем рисуется контур клеем, на него выкладывается нить, которая будет выделять рисунок. И вновь все зависит от фантазии – и толщина ниток, и цвет, и рисунок, и орнамент. Кистью наносим клей, на него при помощи палочки выкладываем нить, стараясь не оставлять зазоров, плотно и ровно.

В итоге получается неповторимый шедевр, который остается прогладить утюгом и вставить в рамку.

Техника изонити

Нетрадиционное рисование нитками возможно также в технике изонити. Эта техника более сложная не только в оборудовании, но и в исполнении. Для нее понадобится не только картон и клей, но также шило, пенопласт, специальная доска с дырками или гвоздями, иголка с широким ушком, пакет или файл для подложки, шило, а также схемы с цифрами, по которым будут создаваться поделки.

Вышивание изонитью

Первый способ работы с изонитью очень похож на вышивание. На картон наносится рисунок с помощью карандаша или фломастера. Затем шилом прокалываются дырки, соответственно выбранной схеме.

Отверстия обязательно нужно пронумеровать, чтобы получился определенный рисунок. Для большей ясности можно прорисовать его с помощью простого карандаша с обратной стороны.

Тогда наглядно будет видно, что должно получиться в результате.

Когда основная подготовка завершена, нужно выбрать иглу с широким ушком, нитки, которые будут использованы для данной поделки, и приступить к работе. С изнанки делаем петельки, с лица вышиваем рисунок. Мастерство всегда постигается от простого к сложному.

Эта техника не исключение. Не спешите переходить к сложным процессам. Не стоит перетягивать нить или оставлять ее болтаться свободно. Сила натягивания нити очень влияет на эстетичный вид поделки.

Из различных элементов, вышитых подобным образом, можно создать уникальные картины.

Объемные поделки

Другая техника работы с изонитью предполагает натягивание ее между пронумерованными гвоздиками, вставленными в отверстия специальной доски в виде какой-либо фигурки. Для начала нить опускается в клей и пропитывается им.

На доску укладывается файл или целлофановый пакет. В специально проделанные в доске дырочки вставляются гвозди или специальные строительные заклепки по определенной схеме. Строительные заклепки более безопасны и удобны в работе.

На них наматывается пропитанная клеем нитка.

Изделие можно сделать объемным, если не прижимать его плотно к доске. Можно не слишком сильно натягивать нить, чтобы внутри фигурки создалось впечатление некоей хаотичной наполненности. Готовую фигурку нужно оставить на гвоздиках до полного высыхания. Когда она высохнет, ее можно снять с гвоздиков и использовать как отдельную игрушку, так и как элемент некоей картины.

Заключительный аккорд в работе над шедевром

Поделки обязательно должны быть вставлены в рамки. Без них любой шедевр выглядит не иначе как кусок бумаги с нитками. В последнее время очень популярны самодельные рамки из багетов.

Подобранные по цвету под интерьер и картинку и аккуратно сделанные, они вполне могут конкурировать с настоящими богатыми рамами, а весят гораздо меньше, что делает их намного более удобными в использовании и транспортировке.

Все перечисленные здесь техники имеют возможность для отдельного существования. Их можно прорабатывать и развивать каждую отдельно, доводить до совершенства, создавать шедевры, которые будут отличным украшением для вашего дома или незабываемым подарком для друзей. Можно комбинировать техники между собой. Тогда эти поделки станут еще более оригинальными и неповторимыми.

Если в доме есть дети, для них это будет замечательной тренировкой и для мелкой моторики, и для развития воображения, и для эстетического и трудового воспитания. И самое главное, дети будут чувствовать себя частью чего-то значимого, создавая украшение для своей комнаты вместе с родителями.

Ниткография в детском саду, техника и методы рисования ниткой

Как нарисовать ниткой цветок. Рисование нитью и красками с детьми. Мастер-класс. развития мелкой моторики рук детей

Воспитатели, искренние любящие детей и увлечённые своей профессией, всегда стараются выходить за рамки традиционной программы по изобразительному искусству и периодически предлагают дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.

Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью

Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.

Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.

Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции

При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.

Конкретные детали образа дополняются кистью

К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.

По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки

Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду

Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  1. Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
  2. Совершенствование зрительного восприятия. Малыши внимательно вглядываются в предметы, выделяют их конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия. Кроме того, тренируется глазомер: ведь нужно прикинуть, какую нить по длине нужно взять для каждого элемента.
  3. Развитие мелкой моторики. Это очень важно, ведь у многих современных дошкольников наблюдаются проблемы в этой сфере: родители недостаточно занимаются с детьми дома, стараются покупать обувь на замках и липучках, а не на шнурках, пуговицы на одежде заменяются кнопками и пр. Развитая же мелкая моторика — это залог умения правильно и красиво писать в школе.
  4. Развитие творчества и фантазии. Есть ребята, которые боятся «чистого листа», неуверенные в своих возможностях. Необычная же техника раскрепощает их, превращает в маленьких волшебников.
  5. Совершенствование внимания, усидчивости. Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.

Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость

Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент — корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).

Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы

Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».

Необходимые материалы для занятий

Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:

  1. Основа — любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.

    Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками

  2. Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический (он не должен скользить). Нитка может быть заранее нарезана на кусочки, старшие дошкольники делают это самостоятельно на занятии. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.

    Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую

  3. Клей ПВА.
  4. Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
  5. Тонкие деревянные палочки или зубочистки — для того чтобы нить ложилась ровнее.
  6. Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.

Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:

  1. Альбомный лист формата А5.
  2. Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
  3. Гуашь.
  4. Баночки для разведения краски с водой.
  5. Кисточки.

Гуашь не должна быть старой и засохшей — жидкую разводить водой проще

Основные приёмы ниткографии

Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники — самостоятельно.

После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.

В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).

Нитки можно выкладывать эффектными волнами — это создаст эффект объёма

Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные — параллельными линиями. Главное — избегать пространства между нитками.

Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями

Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.

Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной

После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.

Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии

  1. На основе рисуются простым карандашом вишни на веточке.

    Рисовать вишни нужно простым карандашом

  2. Затем на контур нужно нанести клей.

    Клей наносится непосредствено на графический рисунок

  3. На клей прикладывается нитки чёрного цвета. Уложить её ровно поможет зубочистка.

    Уложить нитку ровно поможет зубочистка

  4. Затем нужно заполнить внутреннее пространство каждого элемента (ягоды, листики, веточка) клеем.

    Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали

  5. Черенки заполняются параллельными линиями, а небольшие пространства короткими отрезками светло-зелёной пряжи.

    Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями

  6. После этого тёмно-зелёные нити приклеиваются на листочки соответственно их форме, а коричневые — на веточку. Вишенки готовы.

    Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен

Фотогалерея: детские работы в технике ниткографии

Нитки можн оскручивать в жгутики, зплести в косички, формировать шарики, пучки — изображение станет только более объёмным и оригинальным Сложная пейзажная композиция, уместная для подготовительной группы Хотя между нитками остаётся пространство, композиция очень красивая, в том числе рамка в виде толстой косички из пряжи Простой вариант для самый первых занятий в технике ниткография Несложная композиция из фруктов для средней группы Контурное изображение, необычное тем, что нитки заплетены в косичку Сочетание длинных нитей и обрезков пряжи — вариант для старших дошкольников Тело кота украшено фантазийным орнаментом из ниток

Основные приёмы ниткописи

Для рисования методом ниткописи вначале нужно немного распушить шерстяную нитку (её ворс создаст интересный эффект).

Затем нить окунается в разбавленную водой гуашь и выкладывается на листе бумаги в виде произвольной фигуры.

Нитку нужно смочить в краске, слегка разбавленной водой

Затем основа накрывается другим листом, и изображение слегка растирается. После этого сначала убирается верхний лист, а потом аккуратно снимается нитка. Получается причудливое изображение. Остаётся дополнить его, подключив фантазию.

Полученное изображение нужно дополнить деталями до получения желаемого образа

Можно просто сложить лист пополам — получится сочетание ниткописи с монотипией. Результатом творчества станет изящная симметричная композиция.

Ниткопись часто сочетается с монотипией — получаются изящные симметричные изображения

Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи

  1. Нить нужно окрасить в насыщенный голубой цвет и извилисто разложить на бумаге так, чтобы кончике её свисали.

    Нить нужно причудливо сложить и оставить снаружи её кончики

  2. Изображение накрывается вторым листом, сверху нужно придавить его чем-то тяжёлым, например, книгой. Затем нитка резко выдёргивается за кончики. В результате, когда уберётся второй лист, получатся два одинаковых рисунка.

    После прижатия листа к основе получается два одинаковых изображения

  3. Затем нужно дополнить изображением оттиском нити другого цвета, например, фиолетового (проделываются аналогичные действия).

    Аналогичные действия проделываются с использованием нити, окрашенной в фиолетовый цвет

  4. Остаётся проявить фантазию и дополнить образ деталями, создав красивый цветок.

    Цветок дополняется деталями и становится похожим на гладиолус

Фотогалерея: детские работы в технике ниткописи

Ниткопись в сочетании с монотипией порождает образ волшебных красных птиц, держащих в клюве зелёную веточку Оттиски извилистой нити замечательно передают образ зелёной травы Простой вариант композиции без дополнительной конкретизации образом Используя нити, окрашенные в разные цвета, можно создать яркую фантазийную композицию

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Творить в технике ниткографии и ниткописи дошкольники могут в процессе различных видов деятельности: непосредственно на занятиях, в свободное время, в рамках кружка.

Ниткография или никтопись вполне может стать темой для самообразования воспитателя: это масса идей для творчества и профессионального развития.

Если педагог ведёт кружок по технике ниткографии, то он заранее составляет перспективный план своей работы на год. В качестве примера можно рассмотреть планирование воспитателей С. В. Шевчук, Т. А. Ефремова (г. Бердск, 2016 г.) в рамках кружка «Волшебная ниточка» для средней группы.

Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Волшебная ниточка» для средней группы (техника ниткография)

С полной версией перспективного плана можно ознакомиться здесь.

Что касается конкретной техники ниткописи, то обычно она не выносится в отдельное направление работы. Занятия проводятся в рамках кружка по ниткографии либо кружка по нетрадиционным изобразительным техникам (они чередуются в течение года).

Техника рисования нитками интересна и доступна дошкольникам. Работы всегда получаются яркими и необычными, тем более ели воспитатель предлагает интересные темы для занятий. Многие ребята настолько вдохновляются творчеством, что продолжают и дома создавать оригинальные образы.

Рисуем и развиваем речь и мелкую моторику: креативно и не скучно

Как нарисовать ниткой цветок. Рисование нитью и красками с детьми. Мастер-класс. развития мелкой моторики рук детей

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Хотите узнать как заинтересовать ребенка (Р), устроить креативный досуг, используя рисование как средство развития речи? Сегодня поговорим о том, как детское творчество может помочь малышам с проблемами дикции. Влияние изобразительной деятельности на овладение навыками родного языка неоспоримо.

Дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.

Но как быть, если у сына или дочки нет таланта художника? Не нужно быть вторым Пикассо, достаточно получать удовольствие от творческого процесса, а нетрадиционные техники помогут вашим отпрыскам преодолеть страх неудачи и создать свои первые творческие шедевры.

Развитие речи через нетрадиционные техники рисования

Во время творческих занятий:

  • запоминаются новые слова;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • задействуется речевой центр;
  • расширяется кругозор;
  • приобретаются навыки работы с новыми материалами;
  • снимаются детские страхи и неудачи;
  • развивается фантазия и воображение;
  • проходит обучение чувству ритма, композиции, цветокоррекции;
  • появляется уверенность в собственных силах;
  • тренируется внимание и усидчивость.

Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития.

Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу.

Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.

Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план коррекционных занятий.

 Задача родителей и педагогов — помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию.

Пальчиковые игры и творческие задания помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения.

Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас.

Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению.

Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.

Как наладить контакт с ребенком?

Вы уже поняли, что рисунок помогает ребенку расширить общие знания, получить новые навыки и умения.

Но как же заинтересовать маленького исследователя и превратить скучное занятие в настоящее приключение? Деткам с особенностями развития, например с аутистическими чертами, необходимо почувствовать эмоционально-комфортную обстановку, которая будет способствовать интересу, самовыражению и творческим порывам ребенка. Следует определить уровень подготовки будущего творца и узнать о его собственных интересах.

Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге.

Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно.

Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.

А это именно это и нужно для успешного развития моторики и речи! Часто чередующиеся упражнения помогут быстрее усвоить понятия формы, цвета, интенсивнее задействовать центры речи. Спрашивайте, что он хочет нарисовать и почему, а в конце занятия разузнайте о том, что получилось.

Самые необычные и наиболее креативные техники

Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с разным уровнем художественных способностей.

Рисование пальчиками

Попробуйте развивать речь на занятиях, макая пальчиками в краски, и вы поймете, что это не только эффективно, но и весело! Такой вариант отлично подойдет для дошкольников, которые еще не могут виртуозно держать кисточку или карандаш. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с цветом. Итак, что делать?

Начать занятие можно с яркого отпечатка детской ладошки, которая легко превратится в птицу или зверька, например в ежика или бабочку, а отпечатки пальцев — в ягоды или листья.

Рисовать можно на большом листе бумаги (ватмане), на кафельных стенах в ванной комнате и даже на обоях — пальчиковые краски быстро смываются с любой поверхности и оставляют после себя лишь радость и положительные эмоции.

Не стоит ограничивать детское творчество, позвольте художнику раскрыться и получить удовольствие от креативного занятия. В наборы пальчиковых красок также входят трафареты и печати, которые разнообразят досуг.

Штампование

Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов предлагаем вам использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку.

Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора.

Во время упражнения можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.

Паспорту

Техника, которая превратит любые «каляки-маляки» в настоящее искусство. Задача родителя или педагога — подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку.

На втором листе Р проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет — ограничений быть не должно.

В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.

Монотипия

Простейшая творческая техника, позволяющая создавать симметричные рисунки. Наносить изображения можно гуашью или акварелью — в любом случае работы получаются яркими и уникальными. В начале необходимо сложить альбомный лист пополам, чтобы получилась четкая линия посередине, а затем распрямить обратно. На одной половине нарисовать любой предмет, например, красивый цветок.

Складываем лист, для получения зеркального отпечатка немного придавливаем и открываем. Рисунок готов! Также можно выполнить задание посложнее. На сгибе бумаги нарисовать только половину предмета, например, половину бабочки.

Сложить лист, а потом наслаждаться яркой летней бабочкой с абсолютно симметричными крыльями.
Кроме листа бумаги, можно отпечатывать рисунок с целлофана или стекла. Техника та же — сначала наносим краску на поверхность и, пока она не высохла, прикладываем чистый лист бумаги. Затем аккуратно снимаем.

Что может быть проще? Дети обожают монотипию — она похожа на фокус или волшебство.

Раздувание

Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал. Техника пригодится для создания красивых узоров, растительных мотивов или любых линейных изображений. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ.

Используем губки

Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий.

Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию.

Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

Разбрызгивание

Что может быть проще? С помощью обычной зубной щетки или кисти с жестким ворсом можно создать удивительный и, самое главное, уникальный фон для дальнейшей работы.

Детям предлагается макнуть щетину щетки в краску и с помощью пальцев разбрызгать цвет по листу. Получаются яркие кляксы, которые потом превращаются в необычную композицию.

Привычные краски можно заменить на зубную пасту или фруктовый сок — так будет еще веселее.

Креативный песок

Надоели обычные краски? Тогда будет полезны занятия по развитию речи через рисование песком. Песочная анимация — это не просто детский досуг, а настоящее творчество, создание новых форм и сюжетов, мощный инструмент развития мелкой моторики рук и, как следствие, речевого аппарата. Заниматься таким хобби можно дома, на пляже и в песочнице — фантазия безгранична.

Для профессиональных уроков используется специальный песок, который в домашних условиях можно заменить на обычную манку. Рисуем на ровной поверхности — пальцами создаем узоры, изображаем персонажей и житейские ситуации. Плюс в том, что здесь разрешено ошибаться — в любом случае можно начать заново.

Пуантилизм

Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность.Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.

Пластлинография

Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на Р, помогает его всестороннему развитию.

Тактильная активность запускает работу речевых центров мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике.

Все что потребуется для упражнения — лист бумаги, пластилин и карандаш. Сначала намечаем композицию, а затем с помощью пластилина заполняем пустоты.

Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга. Интересные творческие задачи помогут юным художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и получить яркие эмоции! Попробуйте разнообразить детский досуг и сразу увидите результат — кроха будет в восторге.

Это все на сегодня, не забудьте подписаться на обновления и показать статью друзьям — полезной информацией нужно делиться. Желаем вам творческих успехов

Что это такое

Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы

Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести

  • формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
  • развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

Вариант №1 — собственно ниткография

Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.

Что нужно:

  • шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
  • краска (гуашь или акварель);
  • 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

Инструкция:

  1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
  2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
  3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
  4. Прикладываем чистый лист, прижимаем.
  5. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
  6. Снимаем верхний лист, убираем нить.
  7. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.

Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Вариант № 2 — ниткопись

В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.

. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.

Инструкция:

  1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
  2. Наносим клей по контуру.
  3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
  4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.

Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:

  • по спирали;
  • по кругу;
  • ровными линиями;
  • зигзагообразными линиями и т.д.

Вариант №3 — аппликация нитками

Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.

Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности

Что нужно:

  • нитки;
  • кнопки в виде гвоздиков;
  • дощечка;
  • рисунок на бумаге;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
  2. По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
  3. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
  4. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.

. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

Схема составления конспекта занятия для старшей группы

Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить

  • систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
  • воспитание терпимого отношения к процессу творчества.

Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:

  • развивать память, мышление, креативность;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • работать над развитием фантазии.

После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.

Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью

Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.

  • Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
  • Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
  • Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.

Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)

«Козлик»

Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме

Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.

Инструкция:

  1. «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
  2. «Отрезаем нить около 40 см».
  3. «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
  4. «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
  5. «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
  6. «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
  7. «Снимаем верхний лист».
  8. «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
  9. «Обводим контуры коричневым карандашом».

. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.

Фотогалерея рисунков в технике ниткографии

Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов

Этапы работы над рисунком в технике ниткописи

Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.

«Цветы»

Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания

Инструкция:

  1. «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
  2. «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
  3. «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
  4. «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
  5. «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
  6. «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».

Домик и дерево можно выполнить без предварительно нанесённых контуров В этом рисунке отрабатывается складывание ниток по спирали и по кругу Такие сюжеты не требуют мелких складок на нитках Бутон получается двухцветным, если сначала его засыпать тонким слоем ниток одного оттенка, а затем другого Чтобы ёлочки получились пушистыми, их делают из кусочков ниток Для этого рисунка цветы создаются по модели помпонов, а кот листья засыпаются кусочками ниток

Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность.

ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности.

Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.